Эпитафия рыбьим хвостам Печать
Рейтинг статьи: / 1
ХудшийЛучший 
30.09.2011 11:03
fishДожили. Частный бизнес на рынках повернул вспять и стремительно подражает ненавязчивому сервису советского пошиба. По хамству и маркетинговым «приемчикам». А ведь раньше на рынках с разбитными товарками только и спасались от «магазинных» людоедов-продавщиц в накрахмаленных коконах и башнями из волос.

И при этом Европе посылается толстый жирный кукиш. Или дуля по-нашему. «У советских – собственная гордость. На буржуев смотрим свысока».

Центр города. Рынок «Ранок». Пятница, 19-е августа. Разгар дня. К прилавку рыбного киоска подходит благообразная старушка. Платочек. Брильянтов в ушах не замечено. Словом – явно не мадам Петухова. Заискивающая интонация (воспитание ещё то). В морщинистых руках – 15 гривен двумя купюрами.

- Мне бы, доченька, один стейк.

(А стейки океанической рыбы, между прочим, стоят здесь 30 с полтиной за кило. Учесть «ужарку» и воду из заморозки – выходит все шестьдесят).

Просьба натыкается на презрительную, «через губу», реплику хозяйки прилавка:

- А стейки у нас продаются только с хвостами! Ну че, брать будем?

Всплыла вечнозеленая фраза управдома-Мордюковой из «Бриллиантовой руки»: «Я не знаю, как там в Лондоне, я не была. Может, там собака друг человека, а у нас управдом - друг человека». На базаре, видать, объявилась её внучатая племянница: «Ах, не будете брать хвосты со стейками? Отключим газ!».

Ну, тут за опешившую бабусю (впервые в жизни пожалевшую, что она – бабуся, а не качок с золотой цепурой и «гимнастом» на головошее) вступается молодая женщина из очереди:

- Да что ж вы творите? Бабушке не хвосты нужны, а стейк. Вот и взвесьте стейк. Вам же внятно назвали товар!

- Ну да! А хвосты хто брать будет? Пушкин?! У нас хвосты не берут – хозяин решил продавать их со стейками.

- Ни Пушкину, ни Гоголю, ни Ильфу с Петровым ваши хвосты не нужны. Не идут – уцените до 10 грн., но продавайте отдельно от стейков. Или не заказывайте. Но не надо тут сооружать наборы с неликвидами в нагрузку! Да ни в одной стране Европы такую самодеятельность и представить невозможно!

(Ай, какой баловник этот хозяин! Наверное, ем у врезалась в память профсоюзная палка сервелата с ржавой банкой кабачковой икры и бутылью соленых огурцов-торпед в придачу. Думается, владельцу рыбного киоска – если, конечно, продавец не возводит на него напраслину - можно попробовать делиться передовым опытом, к примеру, с соседним мясным киоском. Чтобы, значит, людям, желающим купить вырезку, непременно всучивали бычий хвост и пару небритых свиных копыт по той же цене – за ними ведь тоже очередь не стоит).

И вот здесь мы подходим к кульминации разговора.

- Знаете что? – обиделась продавец и принялась бубнить: - Я тут реализатор. И товар не мой. Мне что говорят – так я и торгую. И вообще у нас тут не Европа. Не нравится – езжайте в свою Европу… (хорошо хоть, что не сказала в рифму «идите в …опу») Европу они мне тычут. Тут УКРАИНА.

А бабушка, резюмируя происходящее, горестно вздохнула:

- Ну, это ж и впрямь Украина…

Звучит как приговор. Как короткое, но всеобъемлющее оправдание желанию всякого мурла объегорить, унизить, обобрать ближнего. Неразгаданная тайна украинского бытия, когда на каждое безобразие и на вопрос: «А почему так?» следует убийственное: «А потому что у нас ВОТ ТАК!». Вот так хреново, мерзко, алогично, зато – по-своему, непохоже. И невдомек, что это – пощёчина своей стране, именем которого прикрывается скудость ума и бронебойность души.

Нет, не хочу мазать одной краской всех, кто торгует на «Ранке». Есть здесь много нормальных, хороших продавцов. Среди уставших, но не лукавых лиц попадаются даже интеллигентные и вполне приветливые. Однако такая вот рыбная принцесса «мадам Стороженко» здесь не уникальна и имеет своих последователей. Хотя вне работы они, возможно, душки и милейшие барышни.

Одна дамочка усомнилась в том, что запрошенные четыре луковички в сумме составили полкило (тем более что весы в 90% случаев либо с грязными и слепыми «окошками», либо повернуты на рынках так, что массу и сумму видит только продавец). И попросила взвесить одну луковичку. Продавец, видно, поняла, что переборщила с арифметикой. Она злобно ссыпала весь лук в мешок и голосом «восставшего из ада» заявила, что она, дескать, не клоун, чтобы взвешивать по одной луковице. И вообще – продавать ТАКИМ она ничего не будет.

Это каким ТАКИМ? Которые имеют наглость уличить торговку в том, что она на каждом накидывает по 50-100 граммов? Или видят, как слепому (а рядом с рынком – дом для незрячих) после дегустации качественной черешни насыпали в торбу откровенной гнили и помидорной каши? Тут-то кто виноват – Украина, президент, система?

Не так давно я сам взорвался у фирменного колбасного прилавка, когда вполне миловидная особа решительно отказала отрезать от полуколечка 150 граммов на окрошку. «А куда я остальное дену? Или все берите, или ничего!». Но я же прошу не рукав от пиджака мне отрезать и не колесо у авто вынуть! Мне ВСЕ не надо: колбасы с таблицей Менделеев внутри - дело дорогое и в больших количествах вредное.

Каким же я был остолопом, когда привел ей в пример Европу, где по желанию клиента тебе и 20 граммов в стружку настрогают! Да ещё посоветовал задуматься о другой работе, если уж покупатель вызывает омерзение! Хорошо ещё, что в голову мне не пришла Турция, в которой хозяин магазина может искренне обидеться и лишить чашки кофе или чаю, если вы не торгуетесь с ним. Или Япония, где даже без Фукусимы о сплоченности и взаимовыручке людей можно слагать гимны. А то бы продавец порекомендовала бы мне убираться сразу не только в Европу, но и в Турцию с Японией, что было бы чревато расстройством личности. А мне это не надо – мне втроем ни проголосовать за демократию, ни прокормиться.

И вообще: я взамен за свои деньги хочу три вещи - товар в нужном мне количестве, хотя бы бледное подобие приветливости и отсутствие нравоучений. При этом я не желаю наматывать стометровки в просторных магазинах (как в одном из строительных минимаркетов недалеко от ЦУМа), чтобы своими нелепыми вопросами и самим фактом существования на свете прерывать милое щебетание сгрудившихся в углу и полностью равнодушных к тебе девиц в униформе. У них – сиеста и идиллия, а тут ты со своими шурупами.

Этого тройного «хочу», согласитесь, не так много, чтобы не изображать перед продавцом картину Рембрандта «Возвращение блудного сына», не плясать перед ним танец «Комарики» и не беспокоить потом жалобами всякие там отделы по развитию малого бизнеса и контрольные инспекции и комиссии.

А вообще, ребята, обидно, что у нас в Украине «ВОТ ТАК». Что на рынках, в поликлиниках (где стоимость одного и того же анализа может составлять 45 грн., а уже через две недели «вдруг» упасть до 10 грн. – вот и думай, за что тебя «обули»), магазинах, кафе и прочая запросто можно нарваться на подобие карточного стола, кишащего шулерами. Если бы страна наша была крошечной, как Лихтенштейн, её ещё мог бы освятить батюшка. А нам что делать? Предлагаю всем и каждому не глотать молча эти «пилюли», а ставить виртуозов прилавка на место. Если, конечно, нервы – канаты. А то и окочуриться недолго у мешка с луком с рыбьим хвостом во рту и кольцом колбасы вместо нимба. У нас вот так, и точка.

P. S. Милости просим наших читателей с сегодняшнего дня начать борьбу со всем, что отравляет нам жизнь и диссонирует с европейским (нормальным) сервисом. А европейские банки – не давать кредитов таким вот «квасным патриоткам». Пишите – лучшее будет опубликовано. Комичные случаи приветствуются. Объективность и аргументированность критики обязательны.

Эдуард СЛАБКИХ, рыбоед-любитель.

AddThis Social Bookmark Button