Памяти Виктора Кучерского. Делая добро для других, он создавал себя Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
17.03.2016 08:09

Его жизнь продолжается в памяти тех, для кого он стал авторитетным руководителем и настоящим другом. Его утверждающая сила состояла в честном имени, бескорыстной добродетели и глубочайшей порядочности…

Скоро сорок дней как перестало биться сердце бывшего начальника цеха №6 Никопольского Южнотрубного завода Виктора Кучерского, человека, при жизни ставшего легендой добрых дел и начинаний.

– Каждый из нас – отражение своего внутреннего мира, и как человек мыслит, такой он и в повседневной суете, – говорит ветеран-трубник Владимир Величко. – Виктор Петрович был великолепен в побуждениях и действиях и, делая добро для других, он создавал самого себя… Каждый день, проведенный с ним, был неповторим…

Рожденный стать трубником

Виктор Кучерский родился в 1935 году в селе Христофоровка (ныне – Никопольский район). Окончив восьмилетку, поступил в Днепропетровский физкультурный техникум. Ему даже пришлось поработать преподавателем физкультуры в Путивльском педучилище.

В октябре 1955 года Виктора призвали в армию. Служил гвардии старший сержант Кучерский в Белоруссии в 114-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. По окончании службы – в ноябре 1958-го – приезжает в Никополь и больше с нашим городом не расстается.

Говорят, что судьбу человек «получает» при рождении. Уже имея профессию преподавателя физкультуры, Виктор Кучерский решает стать трубником и поступает сначала в городское техническое училище, а затем и в Днепропетровский металлургический институт на технологический факультет.

20 июля 1960 года – памятный день в его биографии: это старт трудовой деятельности на ЮТЗ. Начал Кучерский с подручного вальцовщика, вальцовщика станов ХПТ, сменного бригадира по производству прокатного инструмента ТВЦ-2. Потом перешел в инструментальный цех – начальник производственного участка, заместитель начальника цеха. В августе 1971-го приказом директора завода Антона Шведченко назначается начальником цеха отделки геологоразведочных труб, который и возглавлял последующие 30 лет до самого выхода на заслуженный отдых.

За высокие производственные показатели цеха и профессионализм в работе Кучерский награжден орденом «Знак Почета», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР, грамотами и нагрудными знаками Минчермета СССР и УССР.

Одержимый новаторством

На посту начальника цеха №6 наиболее полно проявились его незаурядные способности руководителя-производственника, инженера-технолога, творчески мыслящего и благородного человека. Это надо было заслужить перед людьми и Богом, чтобы столь добрую память о себе оставить.

maksimenkoНиколай МАКСИМЕНКО, бывший мастер производственного участка:

– На ЮТЗ я пришел со строительного управления, а после знакомства с Виктором Петровичем решил работать в цехе по производству труб геологоразведочного сортамента. На момент моего трудоустройства в цехе началась реконструкция – старое изношенное оборудование послевоенного времени менялось на импортное с программным управлением. Начальник цеха был одержим этой идеей, и его неуемная энергия передавалась «итээровцам» и рабочим. С большим вдохновением в технологию производства и новаторство вникал и я. Помню, начали мы с замены станков и линий для нарезки бурильных труб и высадочного пресса, которые требовали много ручного труда. На высадочном прессе, к примеру, в смену работало четыре человека, поскольку нагрузка на руки была огромной.

В течение трех лет в цехе поменяли гидравлические установки, наверточные и отрезные станки, установку для помывки и обезжиривания продукции, оборудование для контроля внутреннего диаметра труб и т. д. По новым требованиям были оборудованы участки оцинкования муфт, покраски, маркировки и упаковки труб, склады заготовки и готовой продукции… Виктор Петрович не боялся кардинальных перемен, и у других поощрял полет творческой мысли. Он давал свободу действий рационализаторам производства.

Да, я стал баловнем судьбы, что работал с этим незаурядным человеком. Благодаря Кучерскому цех №6 был одним из лучших на заводе по культуре и эстетике производства.

Но подоспели переломные 1990-е, экономика Советского Союза начинает «разваливаться». Геологоразведка сокращает заказы на бурильные и обсадные трубы. Руководитель понимает, что цех и коллектив необходимо спасать. Он предлагает не останавливаться на достигнутом и далее разрабатывать нефтяной сортамент, в т. ч. и насосно-компрессорные трубы. Но смонтированное оборудование не соответствовало технологии производства этой продукции. К примеру, высадочный пресс был рассчитан на производство трубы длиной от 3 до 6 метров, а нам предстояло увеличить длину механизации до 12 метров. Необходимо было реконструировать индукторы для разогрева труб большого диаметра. Для соблюдения ГОСТов пришлось разрабатывать совершенно новую конструкцию навертки. ГОСТы требовали гидроиспытаний – к работам подключилась центральная лаборатория автоматизации.

А еще мы изменили передельную трубонарезную линию. Одним словом, Виктор Петрович сам был неспокойным в лучшем понимании этого слова и не давал расслабляться другим. Хочу подчеркнуть, что все изменения в цехе шли параллельно с выполнением основных производственных задач – план был «святым» делом.

Да, Кучерский был удивительным человеком, везде и всюду успевающим. Наряду с реконструкцией цеха он успешно проводил культурную «революцию». Под его руководством я даже защитил рабочую диссертацию об организации рабочего места на участке высадки бурильных труб.

А какой замечательный у нас был административно-бытовой комплекс! Лучший на заводе!

О Кучерском можно говорить часами, и всего не расскажешь. Хочу еще вспомнить о созданном им музее полезных ископаемых. Их нам присылали геологи со всего Советского Союза. Здесь было практически все, кроме алмазов и радиоактивных элементов. Такой экспозиции завидовали многие города. В музее были и барельефы работников цеха, которые внесли особый вклад в развитие производства геологоразведочных труб. К сожалению, с реорганизацией ЮТЗ все это кануло в Лету.

Знаете, только благодаря проводимым Виктором Петровичем преобразованиям цехом №6 заинтересовались новые инвесторы.

«Наш батько»

parhomenkoЛидия ПАРХОМЕНКО, бывший председатель профкома цеха:

– Он был дан нам Богом. Как-то на оперативке профгруппоргов я сказала, что Кучерский – «наш батько». С тех пор и до самой пенсии Виктора Петровича так и называли. Я не знаю руководителя, который бы так боролся за свой коллектив, уважал каждого рабочего и заботился о нем. Правду говорят, что чем человек умнее и добрее, тем больше он благороден.

В тяжелые 1990-е, когда трубники не получали зарплату, «наш батько» сумел договориться с председателями колхозов на бартерные операции: мы в село отгружали трубы второго сорта, а взамен получали масло, муку, мясо. А еще он заключил договор с трикотажной фабрикой, и работники цеха были снабжены детскими колготками и мужскими носками. Так мы кормили и одевали свои семьи.

В цех №6 меня сманил сам Кучерский – до этого я работала в ОТК. Когда в цехе открывался экспортный участок, для написания бирок нужен был человек с каллиграфическим почерком. Тут меня Виктор Петрович и заприметил. Для меня выделили место в Красном уголке, где я электрокарандашом подписывала металлические бирки. Моя рабочая «комната» находилась рядом с кабинетом предцехкома. Когда его не было на месте, на вопросы рабочих приходилось отвечать мне, вот так и изучила профсоюзную работу. А потом меня избрали профсоюзным лидером цеха – на этой должности я была 15 лет.

С Виктором Петровичем работать было и легко, и интересно, и ответственно. Он строго относился к себе, чего и требовал от подчиненных. Профсоюзная деятельность в цехе кипела. Награждения и премирования активистов производства и победителей соцсоревнования, выезды на природу с семьями, прогулки заводским катером по Днепру, торжественные поздравления именинников и с рождением детей, вечера отдыха – все это было обязательным «атрибутом» цеха. Под Новый год мы, как правило, собирались в ресторане, любили «Каштаны», «Никополь» и «Алые паруса». Виктор Петрович купил кинокамеру, и все наши мероприятия снимала художник-оформитель Елена Жмакина. Потом этот видеоряд «батько» лично озвучивал музыкой, монтировал прямую речь, и в итоге получался замечательный фильм.

Однажды Виктор Петрович говорит мне:

– Лидия Сергеевна, а давайте-ка организуем выставку-конкурс наших садоводов!

Вы даже не представляете, какой разнообразной и богатой она оказалась! В виде поощрительных призов конкурсанты получали лопаты, тяпки и грабли, изготовленные в цехе.

А как не вспомнить, что производственник до мозга костей Кучерский прекрасно рисовал! Несколько его персональных выставок были организованы в городском краеведческом музее!

Этот всесторонне одаренный человек имел и золотое сердце. Он никогда не забывал пенсионеров, ушедших на заслуженный отдых из цеха. Святым для себя делом считал встречу с ветеранами войны – для них организовывались экскурсии в цех и накрывались столы. А уж если кто из наших попадал в больницу, то после работы начальник цеха брал меня и мы шли проведывать больного.

На пенсию Кучерский ушел в декабре 2001 года, он сильно болел. В последний день его работы перед началом первой смены все 11 отделов цеха вышли на прицеховую аллею. Прощальные слова говорили начальники и профгруппорги отделов, вручали букеты. Помню, Виктор Петрович, утопая в цветах, взволнованно смотрел на нас…

Мне сегодня приятно говорить о Кучерском, ведь такие люди рождаются раз в сто лет. Хорошую и яркую жизнь он прожил!

Друзья до последней минуты

kuzmenkoАнатолий КУЗЬМЕНКО, бывший старший технолог управления инструментального комплекса:

– В инструментальный цех он пришел в 1966-м, а через год уже был назначен заместителем начальника цеха по производству. А я в это время работал начальником участка ОТК. Наши производственные дороги тесно переплетались. Начало нашей крепкой мужской дружбе, той, что на всю оставшуюся жизнь, положила командировка в Саратов.

Это было в 1968-м. На заводе тогда внедрялась саратовская система качества производства. В чем ее суть: если ОТК в течение года принимало от рабочего продукцию с первого предъявления, то этому рабочему вручалось личное клеймо. Комиссию, дающую на это право, возглавлял заместитель начальника цеха по производству.

Так вот, изучая в командировке опыт саратовцев, мы и подружились. И чем больше я узнавал своего друга, тем больше убеждался, что он глубоко порядочный человек. И не только в быту, но и на производстве. Вскоре я стал заместителем начальника цеха по подготовке производства, а Виктор вел производство. Наши рабочие столы стояли рядом. А в 1970 году вообще стали кумовьями – у меня родился сын Виталий.

Мы ходили друг к другу в гости, вместе отмечали праздники и дни рождения. Мне всегда было интересно с Виктором, поскольку он был всесторонне творческой личностью: не был художником, а рисовал; не был фотографом, а фотографировал; не был оператором, а фильмы создавал. Творческий подход он применял ко всему, даже к работе в саду. Виктор любил сад, сам подбирал и высаживал саженцы и с особой заботой ухаживал за деревьями.

Меня иногда приглашали на цеховые мероприятия, и я видел, с каким уважением к Кучерскому относились люди. Его боготворили! Да и на пенсии не забывали, приходили проведывать. Вот и в последний путь его провожали всем миром. А это говорит о том, что человек не напрасно прожил жизнь…

 

Наталья РАЗУВАЕВА.

Продолжение следует

 


 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button